Быть соавтором | Сайт филолога

Быть соавтором

ноября 17, 2011 - 10:07 дп Комментировать

Недавно случайно попала на программу «Наблюдатель» по «Культуре». Передачу смотрела не с начала, но, как я поняла, она презентовала новую интересную программу на этом канале, которая проходит в формате дискуссии, называется «Игра в бисер». Кстати, всем интересующимся литературой рекомендую. Так вот насчет «Наблюдателя». В студии находились замечательные ученые — Игорь Волгин и Владимир Новиков. Помимо упомянутой новой передачи, они обсуждали вообще актуальные вопросы, например, как сделать так, чтобы дети читали или им было интересно изучать литературу в школе. И вот тут меня зацепила одна важная мысль. Суть заключается в том, что детям (кстати, студентам-филологам тоже) при изучении авторов и произведений дают готовые знания и концепции. Они получают уже некий взгляд, под который все, в принципе, подводится, система сейчас такова. При этом теряется, конечно же, связь с конкретным человеком и вообще с нашим временем. О чем я говорю? Дело в том, что есть такое понятие — «мой Пушкин», «мой Достоевский» и пр. То есть каждый из нас прочитывает и воспринимает все по-своему, соответственно это «свое» при определенной системе теряется, поскольку нам дают уже готовые шаблоны. Причем нам их дают не как еще один взгляд на предмет (и вообще чей-то конкретный взгляд), но как что-то окончательное и директивное. То есть школьник/студент лишаются возможности интерпретации, а ведь это намного интереснее — когда человек вот так себя лично может соотнести с героями или излагаемыми в романе событиями. От этого многие проблемы: дети не могут самостоятельно мыслить (то есть могут, но им сложно выразить), а еще им неинтересны книги. Кажется, Владимир Новиков высказал важную мысль, что, например, книги Бахтина о Достоевском — это интерпретация, и это соавторство. То есть нужно понимать, что каждый из нас «перерабатывает» нечто по-своему, и чего-то окончательного нет, существует множественность точек зрения. Такая переработка — это некая форма «соавторства» читателя с писателем. И я поняла, что в школе и в вузе нам не дают подобной смелости соавторства. В большинстве случаев нам достаточно директивно навязывают определенный взгляд, конечно, есть креативные преподаватели, но чаще всего изучение литературы вписано в определенные стандарты, под которые ты должен рассуждать или писать сочинения. Конечно, есть хорошие учителя, и они воспримут оригинальный взгляд ученика, и у меня была такая замечательная преподавательница литературы, но в большинстве случаев происходит иначе. И тут вопрос не только в учителях. Дело в том, что само обучение так устроено, что ученик даже не предполагает, что он может быть этим соавтором, он уже изначально практически оказывается лишенным свободы самовыражения и даже не думает возможности таковой. В связи с этим мне вспоминаются несколько забавных историй.

Одна история из моей практики по литературе в школе на 5 курсе в качестве учителя. Тогда на уроке с учениками мы проходили «Бедную Лизу», и я задавала какие-то вопросы, рассуждала с учениками. И вот одна девочка в ответ на вопрос про Лизу сказала что-то вроде: «Да дура вообще эта ваша бедная Лиза». Хочу сказать, что девочка не была глупой, книга ею, как понимаете, была прочитана. От ее фразы мне в душе стало смешно. В принципе, где-то я тоже думаю, что быть такой наивной и утопиться из-за мужчины может только «дура», это если не воспринимать Лизу как типичного литературного персонажа эпохи сентиментализма. На фразу девочки учительница, которая сидела тут же в классе на последней парте, недовольно шикнула на ученицу. Я чуть не засмеялась, но попросила обосновать девочку свой взгляд. Ну и в принципе она и ответила, что утопиться из-за мужчины — это глупо. И ведь вполне адекватный взгляд современной девушки, кстати.

Вторая история уже вузовская. У нас был преподаватель по истории местной (региональной) литературы, заодно он был критиком. Ну и по большинству изучаемых книг он обычно рекомендовал свои статьи, видимо, потому что про эти ужасные книги больше никто и не хотел писать отзывов:). Так вот мы в группе в итоге при подготовке к семинару разбивали статьи (а чаще даже всего лишь одну статью) на несколько частей в соответствии с вопросами и количеством людей в группе и на занятии преподавателю пересказывали его же собственную статью. Он с довольным видом ставил нам плюсики, и потом мы расходились все счастливые и удовлетворенные. В те годы я очень уж любила «выпендриваться», так что подобная схема была часто не по мне. И прочитав книгу, я старалась высказать и собственные наблюдения. Никогда не забуду, как при одной такой интерпретации начала замечать, как постепенно вытягивается лицо преподавателя. Потом он мне и говорит: «Что-то я не помню в своей статье такого момента». Я ему и отвечаю: «А это не из вашей статьи, это я сама». Мои мысли так его заинтересовали, что он даже себе пометки сделал и попросил разрешения их использовать в своей будущей статье. Было забавно.

Так к чему я это. Ко мне часто обращаются школьники и студенты. Так вот при общении с ними я обнаруживаю, что сами они — люди читающие, сообразительные. Казалось бы, эрудиция есть, книги и исследования прочитаны — садись и пиши работу по литературе. Но вот здесь-то и возникает проблема. Им кажется, что он неспособны связно изложить свои мысли. Вот за этим ко мне и обращаются. И часто мне бывает грустно, потому что человек все прочитал, все понял, он может что-то рассказать, например, при защите дипломной, но вот развить в письменной форме мысли — боится. И я думаю, это как раз потому, что в нас со школы не воспитывают «соавторов». Мне кажется, если бы в школе и вузе нам давали больше креативных заданий по прочитанному, где в письменной форме можно было бы выразить свое видение и вообще постепенно набираться опыта таких письменных интерпретаций, не бояться чистого листа бумаги, не бояться «посягнуть» на авторитет того или иного автора, приучаться к выражению своего мнения, даже если оно кажется глупым и маловажным, то это было бы супер. А так во многих случаях получается, что даже в старшем возрасте люди не просто боятся высказать свое мнение, но они часто даже не предполагают, что оно у них может быть.

Желаю читателям моего блога смелости, не бойтесь быть соавторами! Все получается не сразу, а многое приходит с опытом, но главное — дать себе эту внутренную свободу, позволить себе что-то проинтерпретировать!

Если же вам нужен репетитор по литературе, репетитор по написанию сочинений, репетитора по литературе онлайн по скайпу, обращайтесь. Я готова научить вас писать сочинения.

Оставить комментарий