Что я рассказываю ученикам о былинах? | Сайт филолога

Что я рассказываю ученикам о былинах?

июля 24, 2018 - 9:16 дп Комментировать

Былины — это трудный в восприятии текст для современного ребенка. Многое в них непонятно, ученику приходится при чтении продираться через непривычные формы слов. На обсуждении обычно детей довольно трудно бывает раскачать, чтобы они сказали что-то осмысленное про былины. Единственное, что их чаще всего цепляет, особенно мальчиков, это образ богатыря.

Если подумать, материал былин, с одной стороны, откликается в душе ребенка, все-таки он растет в России и впитывает в себя именно русскую культуру. С другой стороны, в былинах рассказывается о давних реалиях, и ученику сложно бывает проникнуться ими. Для сравнения даже тексты XIX века для большинства современных детей во многом непонятны из-за исторического контекста.

И обычно уроки про былины я стараюсь разбавить всякими экскурсами в историю и пояснениями, чтобы ребенок почувствовал эпоху.

Например, мы с учеником читаем былину, обращаем внимание на ее музыкальность, и я поясняю, что былина обычно рассказывалась и пропевалась. Также говорю о том, что былина появилась в давние времена, когда не было компьютеров, телефонов, машин, книг, и что специальные люди ходили по селам, пели друг другу эти самые былины, рассказывали. Что ее не писали, а именно рассказывали. И каждый следующий мог добавлять что-то свое, поэтому есть разные версии одних и тех же былин. И что эти песни-сказания перенесли в письмо значительно позже.

Еще я пытаюсь объяснять про богатырей, что они всегда борются именно с внешним врагом. Что богатыри — это люди, которые очень любят свою Родину. Немного рассказываю про древнюю эпоху, что тогда было не как сейчас в России, когда есть области и президент, а что тогда было много князей, была раздробленность, часто правители часто между собой ссорились, и внешнему врагу было легко победить их. И что былины — это патриотические произведения.

Когда мы разбираем художественные особенности былин, то работаем, например, с уменьшительно-ласкательными формами. Ученик может сам заметить, что при описании Ильи Муромца или Руси используются более «ласковые» формы, чем при описании, например, Соловья-разбойника. Мы размышляем над тем, почему так. Обнаруживаем, что так делается скорее всего потому, что речь идет о чем-то «родном» для народа, о любви к Родине.

Если подытожить, то, когда я работаю с учениками, обычно стараюсь, чтобы они установили контакт с текстом, что-то поняли для себя, что-то в них откликнулось. Когда ребенок проникается произведением, то ему впоследствии бывает намного легче писать анализы, сочинения или ответы на вопросы.

Если вам нужен репетитор по литературе онлайн, репетитор по написанию сочинения, пишите по обратной связи.

 

Оставить комментарий