Фильм «Разрисованная вуаль» и повесть «Узорный покров» Моэма | Сайт филолога

Фильм «Разрисованная вуаль» и повесть «Узорный покров» Моэма

января 11, 2009 - 5:00 пп Комментировать

Недавно посмотрела фильм «Разрисованная вуаль». Красиво снятая голливудская драма с семейными и социальными мотивами. Хорошая игра актеров, интересный сюжет. Я заинтересовалась изначальной версией, оказалось, что фильм поставлен по «Узорному покрову» Моэма. Никогда не читала этого писателя, но, прочитав повесть, прониклась огромным уважением к его творчеству и таланту. Меня поразила эпичность повествования, глубокий психологизм. Несмотря на динамику, много времени уделяется и рефлексии героев. Точно передаются типы людей в их проявлениях, в их преломлении через других героев. Что ощущается в книге, но чего не хватает в фильме? В книге четко прослеживается духовный путь героини, ощущаются мотивации, характер выписан более полно, что сложно, конечно, же передать в экранном варианте. Фильм в этом смысле более ограничен с точки зрения философии, он более прост и шаблонен.В книге писатель передает красоту и культуру Китая, и ощущение страшной эпидемии, витающей над городом, уносящей жизни, еще более усиливается тревожными и прекрасными описаниями природы.

«Она проснулась от страха.
Их дом стоял на склоне крутого холма, из окна ей была видна узкая  река
глубоко внизу, а за рекой — город. Только что рассвело, от  реки  поднимался
белый туман, окутавший джонки, причаленные тесно одна к другой, как горошины
в стручке. Сотни джонок, беззвучных и загадочных в призрачном свете,  словно
обитатели их во власти  колдовских  чар,  словно  не  просто  сон,  а  некто
странный и грозный обрек их на эту неподвижность и безмолвие.
Утро разгоралось, и солнце коснулось  тумана,  так  что  он  засветился
белым, как призрак снега на угасающей звезде. На реке уже было светло, стали
видны несчетные джонки и густой лес их мачт, но выше,  впереди,  поднималась
непроницаемая светящаяся стена. И вдруг из  этого  белого  облака  выступила
высокая, массивная, мрачная крепость. Казалось, ее не просто  открыло  взору
всепроникающее солнце —  скорее,  она  возникла  из  пустоты,  по  мановению
волшебной палочки. Она повисла над рекой,  как  твердыня  жестокого  владыки
варварского племени. Но волшебник, строивший ее, работал быстро, и вот уже с
одной стороны ее увенчала зубчатая стена;  а  еще  через  минуту  из  тумана
проглянуло, все в пятнах солнечных бликов, скопище зеленых  и  желтых  крыш.
Они  казались  громадными,  не  складывались  в  общий   рисунок.   Если   и
образовывали узор, то неуловимый для глаза,  капризный  и  замысловатый,  но
невообразимо прекрасный. То была уже не крепость и  не  храм,  но  волшебные
чертоги некоего владыки богов, недоступные для  смертных.  Таким  воздушным,
сказочным, невещественным не  могло  быть  творение  рук  человеческих;  его
породила мечта, сновиденье.
По лицу Китти бежали слезы, а она все смотрела не отрываясь,  прижав  к
груди руки, приоткрыв рот, едва дыша. Никогда еще она  не  испытывала  такой
душевной легкости, ей казалось, что тело ее, как сброшенная оболочка,  лежит
у ее ног, а сама она обратилась в чистейший дух. Перед ней была  Красота,  и
Китти впивала ее, как верующий вкушает облатку, которая есть тело Христово».

И здесь в экстремальных условиях, где нет отвлекающих факторов и развлечений, когда страсти и интриги уходят на второй план, а смерть становится очевидной реальностью, главная героиня, посредственная и ограниченная Китти, задумывается над многими вопросами бытия. Она идет в монастырь к монахиням как будто в поиске смысла, она спрашивает о предназначении окружающих. Китти ищет себя, свой истинный смысл. И здесь примечателен диалог с Уоддингтоном, который я передаю вкратце.

«- Я чего-то ищу, чего — сама не знаю. Но знаю, что это  очень  важно  и
что, если найти, все пойдет по-другому. Может быть, это известно  монахиням;
но, когда я с ними, я чувствую, что  они  знают  секрет,  которым  не  хотят
делиться.
— Дао. Путь. Одни из нас ищут его в опиуме, другие в Боге, кто в  вине,
кто в любви. А Путь для всех один и ведет в никуда».

Проходя через испытания, через ломку своей старой системы миропонимания, Китти начинает ценить не внешнее, но истинное, заложенное внутри каждого. Она начинает видеть людей и мир по-другому в мере своего понимания.

Всем советую книгу Моэма, ну и для разнообразия фильм тоже :).

Оставить комментарий