О творчестве Уильяма Сарояна (от Руз) | Сайт филолога

О творчестве Уильяма Сарояна (от Руз)

сентября 21, 2009 - 2:08 пп Комментировать

Уильям СароянЧеловек, сумевший писать так, что у читателя складывается ощущение, будто события, описанные в книгах, происходили в твоей жизни, с тобой, твоими друзьями и близкими. В его рассказах нет ничего фантастичного или наигранного, лживого или чересчур циничного. В них жизнь – полная красок, эмоций, живости, яркости.
Порой рассказы не имеют четкого начала или  окончания. Они словно вихрь, врываются в сознание, и после прочтения маленького произведения  в несколько  страниц, их смысл постепенно настигает вас, и вы улыбаетесь, или грустите или задумываетесь над  чем-то. Мудрость рассказов Сарояна выражена в простых словах, однако от этого его произведения не меркнут и не тускнеют на фоне других книг.
Свое кредо писатель выразил в своем рассказе «Я живу на земле»:

Уильям СароянУ меня одно оружие – слово, и, хотя я знаю, что слово сильнее пулемета, я сокрушаюсь, оттого что в одиночку не могу уничтожить самое идею разрушения, которую пробуждают в людях фанатики. Впрочем, я тоже фанатик и даже этим своим рассказом стараюсь пробудить в человеке присущие ему от природы достоинство и доброту. Я хочу пробудить в человеке человека. Вырвать его из толпы – пусть обретет самого себя. Вознести над кошмаром истории к мирным сновидениям его души, они-то и есть подлинная хроника рода человеческого. Хочу, чтобы человек был самим собой.

Герой рассказов Сарояна  интересуется миром вокруг, учится новому, изучает людей, верит в Бога. Его волнуют темы одиночества и любви к Родине, сложности и радости взаимоотношений с родителями и друзьями.
Он думает о том, как распорядиться деньгами и где работать, чего хотят люди, как важно ощущать свободу, и как важно знать, что тебя любят.
Его герои-мальчишки бегают по полям, помогают продавать апельсины и влюбляются в соседских девочек и не боятся оказаться в глупом положении.
Сароян очень ценит своих героев. Все они для него важны и близки. Только он умеет так просто и в то же время с такой теплотой описывать каждого персонажа. Они в его жизни. И для него это важно, просто и органично. А читатель моментально проникается любовью: к брату, соседу, парикмахеру, к обычному мальчику-телеграфисту и другим.

1939 год  пьеса «Время вашей жизни» («The Time of Your Life»)
Сароян получил за нее Премию Нью-Йоркского общества театральных критиков и  Пулитцеровскую, но отказался от нее и вернул чек на 1000 долларов со словами:
«Коммерция не вправе управлять искусством»
Эта удивительная пьеса о поиске смысла жизни, о добре, детстве, социальных конфликтах, потребности в любви и желании быть понятым окружающим миром людей.
Как было тонко подмечено в отзыве об этой постановке: «Здесь поистине чеховская драма и при том толстовская философия».
Все действо разворачивается в обычном кафе, каких в больших городах бывает не один десяток. Но именно в таком месте мы можем встретить самых разных людей, которые рассказывают нам о своих судьбах в кратких, но очень емких диалогах. Сам владелец кафе Ник говорит следующее об этом месте:
Ну оно не «не от мира сего». Это городская улица и люди приходят и уходят. Приходят с тем, что у них есть и говорят то, что должны сказать.
Здесь мы встречаем чудаковатого философа Джо, его друга и помощника, простого парня Тома,  милую и хрупкую девушку Кити с весьма непростой судьбой, Уэсли и Харри, ищущих работу и располагающих различными талантами,  забавного Дадли, влюбленного в прекрасную Элси, старика – араба, жалующегося на то, что «ни в чем нет фундамента, нигде, ни в ком» и многих других.
Это люди, живущие по принципу, высказанному Джо:
Мечтам верить легче, чем статистике.
Они мечтают, смеются и плачут, страдают от несправедливости жизни и суровости будней,  рассуждают о деньгах и политике, об этике и истории, о будущем и насущном, о любви и чудесах. Они самые настоящие.
Жизнь —  это искусство, а не бухгалтерия. Чтобы быть самим собой, надо много репетировать, — пишет Сароян.
Путь к себе, поиск смысла жизни и вера в людей – вот главное, в этой пьесе.
Как говорит один из героев пьесы Джо:
Я студент. Я изучаю все подряд. Все. Все. И когда мои опыты обнаруживают красоту там или в тех людях, где, по идее, должны гнездиться уродство и смерть, я отчетливо вижу, сколько в жизни добра. А всегда помнить об этом – полезно. Вот истина, которую я всегда буду наглядно доказывать.

Автопортрет Сарояна1943 год. Роман «Человеческая комедия».
Книга, которую Сароян посвятил своей маме. Неслучайно одной из ключевых фигур является мать нескольких детей, муж которой и старший сын ушли на войну.
Уильям Сароян написал  об этом романе своей матери, Такуи Сароян, следующее:
« Я очень долго собирался написать рассказ для тебя, мне так хотелось, чтобы это был особенно хороший рассказ, самый лучший, какой я могу написать, и вот теперь, наконец, хотя и немножко наспех, я попытался это сделать. Можно было, конечно, подождать еще немного, но так трудно предсказать, что сулит нам будущее и как оно повлияет на мои вкусы и мастерство; поэтому я поторопился и рискнул положиться на мои теперешние вкус и мастерство».

Этот роман —  частичка детства и юности самого Сарояна. Главный герой – мальчик по имени Гомер учится жить и познает всю ту реальность, в которой бывает порой очень сложно существовать даже взрослым. Кажется, еще вчера было детство, но уже сегодня нужно суметь понять, что такое добро и  зло, кто является настоящим другом, какова сила любви, что есть долг и преданность Родине и как бывает трудно становиться гонцом плохих вестей.
Но и это было слишком сложно для мальчика, а так как у него было только одно волшебное слово, которое помогало узнать правду и обрести покой, он его произнес:
— Почему?
Однако, даже в самом мрачном и ужасном Сароян старается увидеть хорошее. Ищет надежду и веру в лучшее:
Но запомни: хорошее не гибнет. Если бы это было не так, на земле не осталось бы людей, окончилась бы всякая жизнь. А мир полон людей, полон чудесной, удивительной жизни.

Письмо СароянаКаждый человек несет в себе целый мир и может переделать его, как хочет, населить людьми, достойными его любви – если сердце его способно любить – или годными для его ненависти, если он сам полон ненависти. Мир ждет, чтобы его изменили те, кто в нем живут, и каждое утро, в котором обитают люди – все те же люди, хотя они беспрерывно меняются.
Выбор всегда за нами.

1944 год. Роман «Приключения Весли Джексона»
Это еще одна книга о войне, которую написал мужчина, но здесь мы не увидим безудержной грусти и тоски, как у Ремарка, и не прочтем ужасного конца романа о войне, как у Хемингуэя. Герой Сарояна рожден – чтобы жить.
Роман вызвал различные мнения среди критиков, и высказывались мысли о не патриотизме автора. Однако для Сарояна главным было другое – любовь к людям, жизни, семье.
В этом произведении писатель показал себя великим гуманистом.
Для Сарояна каждый человек – ценность! Именно поэтому он так ненавидел войны. Всегда призывал к миру. И говорил, что все мы — братья и сестры. И какая разница кто от кого рожден, ведь главное, что мы – люди, и каждый заслуживает того, чтобы жить.
Для героя Сарояна – простого парня Весли Джексона важно жить, любить, найти ту самую женщину, которая пела бы «Валенсию» и смогла родить сына.
Писатель устами своего героя говорит о том, как важна жизнь любого человека. Ведь вот война – гибнут его товарищи, гибнут враги. Но каждый из них чей-то сын, муж, брат.
Почему они должны убивать друг друга? За что? Только лишь потому, что кто-то «сверху» так решил? Убьет он врага своего, а это значит, что он должен восполнить эту потерю и родить еще одного сына. Ведь у этого мужчины, погибшего на поле боя, должен был быть сын, семья, когда бы он вернулся с войны. То, чему так и не было суждено сбыться.
Сароян говорит нам, что мы в ответе за всех и каждого.
Возможно, часто причины наших несчастий гораздо ближе, чем мы думаем, находятся на поверхности и не нужно искать где-то далеко. Ведь когда Весли познакомился с врачом-психотерапевтом, лекарем душ, тот с высоты своего профессионального и  житейского опыта, смог просто объяснить причину несчастий большинства людей:
«Все больные и сумасшедшие люди те, которые где-то, когда-то потеряли любовь.
Заболевают те, для кого любовь главнее всего и многие из них умирают, причем забавно быстро».
И нужно научиться любить мир и людей такими, какие они есть.
Устами своего героя в этой книге писатель сказал:
Все истинное бессмертно. Ничто так не истинно, как любовь. Любовь – это вершина всего. Это высшая величина: одна и единственная. Это три, семь, девять, одиннадцать и все остальные величины, слитые вместе в одно чудесное целое. Любите Бога. Любите жену свою. Любите сына своего. Любите ближнего своего. Любите врага своего – этого сукиного сына, — любите, что бы там ни было. Дайте бедняге возможность исправиться – любите его.
( «Приключения Весли Джексона»)

1950 год «Тигр Тома Трейси»
Это удивительная, тонкая, чуткая и символичная повесть.
Об одном молодом человеке, его жизни и взрослении и о его друге — тигре, который и не тигр был вовсе, а черная пантера, но для него все равно тигр.
И тигр этот был ЕГО! Другие его не видели, а Том видел.
Этот тигр — его друг, тень, второе, а может и первое Я.
И пусть окружающие не понимают их. Но это не причина для того, чтобы останавливаться на достигнутом, для того, что отказывать себе в каких-либо чувствах или стесняться их.
Зачастую, именно это «оглядывание» на реакцию людей вокруг мешает нам совершать те поступки, которые идут от всего сердца. Быть может иногда стоит попробовать посмотреть на себя и окружающую их жизнь с другой стороны? Стать чуть более сумасшедшими, живыми, непосредственными? А может даже не делать над собой усилий? А просто быть самими собой?
«Людям часто хочется бежать куда-то, если их спросишь куда, чего они только  тебе не наплетут».
Все мы в вечном поиске. Но спроси нас, чего мы хотим и ищем и зачастую мы не можем ответить. Об этом Сароян  еще писал в рассказе «Величественная арена»:
Мы хотим чего-то, — говорил он, — но не знаем чего. Про это наше стремление, жажду, хотение написано во всех книгах, но что именно нам нужно, мы не знаем.
Никогда не стоит недооценивать тех людей, которые вокруг нас, — говорит Сароян этой книгой. Нужно научиться дарить свою любовь и теплоту и тогда все мы сможем стать немножко счастливее.
Как например это удалось Томасу Трейси, Лоре Люти и тигру, имя которому – любовь.

1956 год  роман «Мама, я тебя люблю».
Чудесно! Невообразимо,  и удивительно, как пришло в голову мужчине написать подобное. У читателя может сложиться ощущение, что он сам и есть вот эта самая 9-летняя девочка — Лягушок, Сверкунчик или госпожа Нижинская, как ее называли родные и близкие.
Книга вся проникнута теплотой и радостью.
Радостью детства. Дети понимают гораздо больше, чем кажется взрослым.
Это особое умение Сарояна «быть ребенком». То, что большинство взрослых так «успешно» растеряли, переступив некий порог своей зрелости.
Детям зачастую принадлежат очень глубокие и мудрые мысли, которые поражают нас.
Нужно научиться прислушиваться к ним.
Можно восторгаться самыми обычными на первый взгляд, но удивительными «маленькими открытиями» каждого нового дня жизни. Дети это умеют:
От теплого дождика Нью-Йорк и вечер запахли очень приятно и стало казаться, что всем людям в мире так же хорошо
Люди на улицах любят останавливаться и смотреть. Если на самой улице не происходит ничего, они рассматривают витрины магазинов
В этом маленьком мире детства есть место вполне серьезным и важным вопросам любви и семейных взаимоотношений. Ведь вот удивительно, есть папа, мама и двое детей, все они любят друг друга, однако произошел развод. Почему? Как так получается, что люди, даже любя друг друга, не могут жить вместе?
Трудно разрешимый вопрос. Однако в этой семье есть надежда на воссоединение. И милая маленькая девочка искренне в это верит и ждет. Ее мама-девочка в глубине души так же сильно желает этого. Как и мужчины их семьи, находящиеся в далеком прекрасном Париже. Все они знают, что:
«Самое страшное преступление, преступление против сердца»
Эта книга – гимн любви, душевной теплоты и нежности, терпения и науки прощения. Милая Сверкунчик смогла дать нам почувствовать, что каждый из нас – ребенок, который желает не просто игрушек, внимания, красивой одежды, а в первую очередь — настоящей, крепкой семьи.
Итог

Когда-то в небольшом вступлении к книге своих избранных произведений (1958), вступлении, озаглавленном «Почему я пишу..», Сароян написал:
« … я понял, что все существующее меняется, теряет свою силу и свежесть, приходит в упадок, кончается, умирает. Я не хотел, чтобы это происходило с хорошими вещами и с теми, кого я знал и любил… Но что я мог сделать, чтобы они оставались?…. Если я напишу о них, они останутся — это будет написано, что будет, это сможет сохранить себя, пусть не навсегда, но — надолго…
Он – лауреат премии Оскар за «Человеческую комедию», его пьесы ставили и ставят по всему миру, он признан один из лучших рассказчиков  в истории литературы.
Сомерсет Моэм писал, ошибка многих писателей в том, что они начинают что-то выдумывать, писать о том, чего они не знают. А читатель всегда чувствует это. Его совет был прост: «Пиши о том, что тебе близко. О том, что ты знаешь». То же самое говорил и Сароян. И в своем творчестве всегда был предельно откровенен и честен со своими читателями. Он был человеком с большим сердцем, у которого было две родины – Фресно и Битлис, Америка и Армения. А также любовь ко всему миру и людям, его населяющим – от мала до велика.

Оставить комментарий