Разбор стихотворения Лермонтова «Дума»: некоторые особенности и мотивы | Сайт филолога

Разбор стихотворения Лермонтова «Дума»: некоторые особенности и мотивы

июля 19, 2017 - 9:40 дп Комментировать

Недавно с одним из учеников разбирали стихотворение «Дума» Лермонтова, и я решила поделиться некоторыми соображениями здесь, на сайте.

В своей работе я всегда советую школьникам обращаться к проверенным, серьезным источникам. В случае с Лермонтовым есть такая замечательная «Лермонтовская энциклопедия», в которой можно найти много всякой полезной информации о каждом произведении поэта и не только.

Что для меня самое интересное в «Думе», что я обычно стараюсь донести ученикам?

Я не буду приводить разбор всего произведения и всей концепции урока. Обращу внимание только на некоторые моменты.

    1. Важно донести ученику, что такое «последекабрьское» поколение, о котором, собственно, и пишет Лермонтов в своем стихотворении. Восстание декабристов — это не просто отдельный исторический момент. Но восстание, то, что было после него, аресты, казни, ужесточение цензуры, все это отразилось на литературе той эпохи. Поэты, писатели не чувствовали себя достаточно свободными в творчестве, особенно те, кого интересовала непосредственная реальность, те, которые хотели размышлять о судьбах России, об устройстве общества и т.д. Все это вело  к некоему скепсису, пессимизму, который проник в литературу вместе с Лермонтовым. Чувство ограниченности, невозможности что-то создать, изменить — все это передается в стихотворении. Также важно понимать, что над всем стихотворением доминирует личность писателя, его индивидуальная история, и «Дума», как и любой текст, является соединением внутренней и внешней реальности.
    2. Еще один момент, который я стараюсь донести, заключается в том, что в «Думе» представлен «портрет» поколения. И портрет этот философский, психологический, социальный и личный одновременно. Поэт очень тонко описывает различные состояния, настроения, хотя стихотворение вроде и является обобщенным. Схожим образом Лермонтов потом будет описывать и анализировать Печорина.
    3. Где находится Я автора? На это всегда нужно обращать внимание, когда разбираешь текст. В «Думе» Я раздвоено, представлено в двух ипостасях: Я — это часть «мы» («наше поколение»), и Я отделено, оно смотрит на поколение с расстояния, анализирует, размышляет о его настоящем и будущем, оценивает, обобщает.
    4. Развернутые параллельные метафоры. Лермонтов любит данный прием. «Так тощий плод, до времени созрелый,//Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,//Висит между цветов, пришлец осиротелый,//И час их красоты — его паденья час!», — яркий образ, символ поколения. Подобный прием автор использует, например, в стихотворении «Поэт», в котором поэта сравнивает с кинжалом.
    5. Мотивы жизни/смерти, рождения/бесплодия. Они пронизывают весь текст, на это указывают, например, слова «плод», «созрелый», «паденья», «наукою бесплодной», «ни мысли плодовитой» и т.д. Лермонтов описывает поколение, которое словно бы не способно ничего «породить», людей, у которых нет интереса, жизненной силы, тех, кто чувствует себя бесполезным, не имеющим возможности пошевелиться, обрести смысл жизни, тех, кто просто движется к смерти.

Стихотворение очень глубокое, многогранное, противоречивое, и много всего можно про него думать и написать.

Если вас интересуют услуги репетитора по литературе, репетитора по литературе онлайн по скайпу, обращайтесь. Я могу помочь научиться писать сочинения, разбирать художественные произведения, писать сочинения ЕГЭ и итоговые сочинения.

Оставить комментарий