Теннеси Уильямс. Пьеса «Трамвай «Желание»»

13 мая, 2013 - 11:22 пп Комментировать

streetcarНе могу не написать о замечательной пьесе Т. Уильямса «Трамвай «Желание»». Читала ее несколько раз. Ходила на нее в Театр Моссовета. И смотрела, конечно, великолепный фильм с Вивьен Ли и Марлоном Брандо. Для меня на первом месте, естественно, книга, а на втором — фильм. Перечитывая в этот раз, ловила себя на том, что очень четко ассоциирую героев с экранными воплощениями.

Чем мне нравится «Трамвай «Желание»»? На самом деле там очень и очень много всего любопытного. Но меня цепляет прежде всего психологизм. Герои такие многослойные, как матрешка. Та же Бланш — ее образ раскрыт с разных сторон, и сам персонаж очень интересный. Она одновременно невинна и развращена, несчастлива и кокетлива, добра и безумна и много чего еще. Такой замечательный подвижный образ, очень артистичный. Вся эта ее нервозность, воздушность, бзики, манеры… Все показывает, как она чужеродна в доме, где властвует Стенли Ковальски. Стенли тоже замечательный персонаж, быдло быдлом по-другому не назовешь, но сексуальный тип. И наверное, многим женщинам нравятся подобные мужчины. Человек, который одновременно любит всей душой и может ударить объект своей любви. Может, потому что себя любит все-таки больше? Агрессивный, напористый, уверенный в своей правоте, невежественный, но есть в нем все же что-то симпатичное. В общем-то, понимаешь, почему он вдруг начинает поддразнивать «неуместную» в его пространстве Бланш. Ну и потом съедает ее как овечку. С другой стороны, он внушает отвращение. Надеть любимую цветастую нарядную пижаму (с брачной ночи) и изнасиловать сестру жены в ночь рождения собственного ребенка. Аморально.

У Уильямса еще самое классное — это то, что происходит подспудно. Очень многое не проговаривается, но подразумевается. Что-то дается намеками, которые очень важны. Например, как Бланш мешает сексуальной жизни своей сестры, находясь у нее в доме. Или что муж Бланш был геем. Что самое главное между Стеллой и Стенли — постель.

С самого начала Бланш предчувствует, что станет жертвой Стенли. Но вот что я думаю. С одной стороны, он ей отвратителен. Но с другой, ее влекло к нему. Ведь говорит же она, что и ее «желание» не обошло стороной. Еще меня на это наталкивает то, что с Митчем, когда тот пытался до нее домогаться, Бланш побежала к окну кричать «Пожар!», чтобы избежать принуждения. Но в случае со Стенли она попыталась выйти, но не стала кричать из окна и скандалить, чтобы привлечь внимание и избежать изнасилования. Она подчинилась, может, потому что была слишком пьяна или он ее деморализовал или что-то еще. В любом случае страшно представить, что он с ней сделал, судя по тому, что с ней стало позже. Хотя опять же тут все тоже под вопросом. В этом-то и вся прелесть пьесы. «Трамвай «Желание»» демонстрирует неоднозначность человека, его природы, его чувств. Желание и жестокость рядом, любовь и агрессия — рядом, от целомудрия до развращенности один шаг. Так, в глазах окружающих Бланш — проститутка. Но когда слушаешь саму Бланш и ее историю, нет такого ощущения. Скорее представляешь очень несчастную женщину с серьезной душевной травмой, которая ищет в мужчинах забвения, желает чувствовать, но это не удается.

Можно долго рассуждать на эту тему. Единственное завершу вот чем. Очень эмоциональное произведение, все происходящее реально трагично. Казалось бы что-то обыденное, повседневные дела, но много боли и страданий, особенно в образе Бланш. Ну и финал просто душу разрывающий.

На этом остановлюсь.

Книга обязательна к прочтению.

Оставить комментарий