Типичные ошибки при написании сочинений: сложные синтаксические конструкции
Недавно я писала про такую типичную ошибку в сочинениях как однотипные синтаксические конструкции. Сегодня затрону тему сложных синтаксических конструкций.
Проверяя разного рода итоговые сочинения или сочинения ЕГЭ, натыкаюсь часто на вот какие варианты ошибок со сложными и длинными предложениями:
-
- Фантазия ученика разгулялась, и он пишет большими сложными предложениями протяженностью 3-4 строки. Но вопрос вот в чем. Когда создаешь такую вот длинную конструкцию, нужно очень хорошо знать пунктуационные правила. Есть нюансы не только с запятыми, но и с точкой с запятой, с двоеточиями, тире. Я молчу, что в предложении могут быть вводные слова, причастные обороты и т.д., и можно забыть верно проставить знаки препинания. И вроде бы предложение в целом будет неплохо сформулировано, но видишь, как ученик забывает о запятых. В итоге, заметно, что у автора сочинения есть уверенность в содержании, а пунктуация «поплыла». И приходится снижать оценку, ученик получает меньше баллов, чем мог бы.
- Другая вариация со сложными конструкциями вот какая. Ученик создает очень развернутые сложноподчиненные предложения. Это, например, предложения с кучей указательных слов, союзов по типу «что», «который», «чтобы». Вот такие конструкции — это еще более худший вариант, чем предыдущий. Тут не только могут быть ошибки со знаками препинания. Дело в том, что такие предложения очень неповоротливые, малочитабельные, демонстрируют некую бедность ученика в плане владения языком.
Что делать?
На самом деле ответ прост. Используйте поменьше сложных конструкций. Лучше, чтобы в предложении максимум были 2-3 грамматические основы. Если фраза затянулась, разбивайте ее. Сделайте два предложения, например, одно сложносочиненное, а другое — сложноподчиненное. Или одно сложное предложение, а другое — простое. Если предложение получилось на 3-4 строки — это повод отредактировать его, изменить конструкцию. Не рискуйте. Конечно, хорошо дать себе свободу, но это может потом сказаться на итоговой оценке за сочинение. И если не уверены в своих знаниях по пунктуации, пишите конструкциями, которые хорошо знаете. Так вы сможете избежать многих ошибок.
Если вам нужен репетитор по литературе, если хотите научиться писать сочинения, пишите по обратной связи. Я готова помочь. Могу научить писать обычные сочинения, итоговые, сочинения ЕГЭ по русскому языку. Работаю онлайн по скайпу.